- Семейное право

Выездная налоговая проверка — 2023: как проводится и как избежать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка — 2023: как проводится и как избежать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Как кассы Лайтбокс помогают избежать проверок

Мы предлагаем онлайн-кассы, на которых просто соблюдать правила, установленные 54-ФЗ, контролировать бизнес, а также продавать алкоголь и маркированные товары:

  • Облачный личный кабинет — в него можно попасть не только из офиса, но и из любого места, где есть интернет. В личном кабинете собирается статистика продаж по всем торговым точкам (время открытия и закрытия смены, выручка, сумма в кассе, количество возвратов).

  • Просто рассчитывать покупателей — легко добавлять товары в чек, касса считает скидки, стоимость каждого товара и сумму покупки, а также позволяет принимать смешанную оплату (наличными + карта). Кроме этого, поддерживает расчеты через СБП с комиссией 0,4—1%.

  • Есть складской учет в режиме онлайн — остатки товаров автоматически пересчитываются после каждого поступления, продажи и списания.

  • Есть аналитические отчеты — в личном кабинете предусмотрено более 50 отчетов по запасам, выручке, затратам, прибыли на определенное число, за период, нарастающим итогом и в динамике.

  • Своевременное обновление программы при изменении законодательства.

  • Поддерживается работа с ЕГАИС и системами маркировки.

  • Техподдержка 24/7.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Плюсы и минусы данной формы налогового контроля

Плюсы:

  • Участие в налоговом мониторинге демонстрирует открытость компании к сотрудничеству с налоговыми органами, что может принести репутационное преимущество.
  • Налоговое мнение позволяет оперативно узнать об нарушениях и исправить их без штрафов и пеней.
  • Налоговое мнение помогает совершенствовать все виды бухгалтерской и налоговой отчетности
  • Участие в налоговом мониторинге сокращает затраты компании на сопровождение форм и методов налогового контроля.
  • Для участников налогового мониторинга действует особый порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета по аналогии с заявительным порядком, но без необходимости предоставления банковских гарантий и поручительств.
  • В период проведения мониторинга участники могут оперативно согласовывать позицию по налогообложению планируемых сделок и получать мотивированное мнение налогового специалиста до заключения спорной сделки.

Минусы:

  • Сложность технического доступа к системе налогового мониторинга.
  • Риск утечки информации.

Как правильно перейти на налоговый мониторинг и пройти налоговую проверку

Провайдер может предложить разработку «витрины данных» на базе различных ERP-систем и технологий, таких как 1С, Oracle, SAP и других.

Другим способом взаимодействия с налоговым органом является организация удаленного рабочего места через автоматизированную информационную систему «Налог 3», при котором компания предоставляет сотрудникам ведомства доступ к своей учетной ERP-системе и определяет данные для публикации с помощью настройки ролей и полномочий системы.

При внедрении автоматизированных систем внутреннего контроля, реализуемых в ERP-системах, повышается технологическая зрелость бизнес-процессов и систем учета, что влияет на полноту покрытия рисков.

Провайдер может предложить ПО для автоматической проверки благонадежности контрагентов и разработать автоматизированные системы внутреннего налогового контроля.

Как узнать о плановых проверках

Для удобства пользователей сводный план проверок представлен на сайте Генеральной прокуратуры РФ в виде специального электронного сервиса. Интернет-ресурс позволяет получить информацию о предстоящей ревизии, ее сроках, формах и предмете проверки, а также о ведомстве, исполняющем контрольную функцию.

Читайте также:  Прямые и косвенные расходы в налоговом учете

Маркированный товар: что может привлечь внимание налоговой

Если вы работаете с обувью, табаком, шинами, фототехникой или другими маркированными товарами, поводом для визита с проверкой могут стать такие ситуации.

Проверки Роструда в 2023 году

Роструд опубликовал сводный план проведения проверок организаций и ИП на 2023 год. Соответствующий документ размещен на официальном сайте ведомства.

Напомним, с 2017 года Роструд применяет риск-ориентированный подход в отношении проверок работодателей. Для реализации такого подхода все организации и ИП распределены на 5 категорий рисков. В зависимости категории риска Роструд назначает плановые проверки. При этом периодичность проведения плановых проверок составляет:

  • для категорий высокого риска – 1 раз в 2 года;
  • для категорий значительного риска – 1 раз в 3 года;
  • для категорий среднего риска – не чаще чем 1 раз в 5 лет;
  • для категорий умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юрлиц и ИП, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, трудовая инспекция не проводит плановые проверки вовсе.

Добровольность ненадолго

При общем тренде на глобальную цифровизацию на первый план выходят новые для нашей страны формы налогового контроля. Важнейшей из них в ближайшие годы станет налоговый мониторинг на основе удаленного доступа налоговиков к информсистемам, бухгалтерской отчетности и документам налогоплательщиков вплоть до проводок. Принцип ведения бизнеса «время – деньги» никто не отменял, а мониторинг позволяет оперативно согласовывать с контролирующим органом позицию по налогообложению планируемых и уже совершенных операций.

Проект был запущен в России около 6 лет назад (в Европе – в начале нулевых). Сегодня, по словам руководителя комплексных проектов департамента «Финансовое консультирование, аудит и МСФО» КСК ГРУПП Светланы Ереминой, о налоговом мониторинге у нас в основном знают крупные игроки. На конец текущего года в нем участвуют 339 компаний. Среди них — Роснефть, Лукойл, Аэрофлот, РЖД, Сбербанк, ВТБ, Росатом, Русал, Норникель, Ростелеком и другие.

К сожалению, средний бизнес почти не вовлечен в этот процесс. Между тем, многие инициативы ФНС направлены именно на привлечение средних компаний. Пока участие в налоговом мониторинге является в России добровольным, но в ближайшие пять лет, вероятно, именно такая форма контроля станет обязательной. По крайней мере, действия налоговых органов по автоматизации администрирования на это недвусмысленно намекают. Готовиться к переходу на налоговый мониторинг стоит заранее: по мнению представителей бизнеса, имеющих соответствующий опыт, процедура занимает около полутора лет. Успешный кейс перехода был представлен на мероприятии представителем Tele2.

Согласно официальной концепции развития налогового мониторинга, утвержденной Правительством РФ, количество потенциальных участников в 2024 году приблизится к 8 тысячам. «Потенциальные» – это те, кто уже сдал дорожную карту в налоговую инспекцию и задекларировал желание участвовать. В качестве бонусов предполагается освобождение от выездных и камеральных проверок и возможность применения заявительного порядка по возмещению НДС и акцизов. К тому же открытость компании станет несомненным плюсом в глазах зарубежных партнеров.

В чем суть налогового мониторинга

В основе налогового мониторинга лежат два ключевых принципа: открытость и добровольное соблюдение налогового законодательства. Налоговый мониторинг не является российским ноу-хау, у него богатая мировая практика. Проведение налогового мониторинга в РФ законодательно установлено в статье 105.29 НК РФ.

Суть налогового мониторинга можно объяснить довольно просто: компания предоставляет налоговому органу максимум информации, тот, в свою очередь, проверяет компанию в режиме реального времени, не мучает выездными проверками и не наказывает постфактум рублем, а работает на опережение – то есть указывает на риски, которые могут привести к нарушению налогового законодательства.

В ходе проведения налогового мониторинга налогоплательщик предоставляет ФНС доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, способам их ведения, принципам формирования налоговой политики, системе начисления и уплаты налогов и страховых сборов и т.п. ФНС проверяет дистанционно весь массив информации в режиме реального времени, информируя предприятие о спорных моментах.

Ключевые характеристики налогового мониторинга:

  • Добровольный выбор. Выбрать НМ могут только крупные налогоплательщики, соответствующие заданным критериям.
  • Открытость предприятия для налоговой.
  • Взаимодействие сторон в режиме диалога.
  • Осуществление контроля в режиме реального времени по ТКС.
  • Отсутствие традиционных форм контроля в виде камеральных налоговых проверок.
  • Экспертиза сделок со стороны ФНС. В случае обнаружения факторов риска, ФНС информирует компанию через документ под названием «мотивированное мнение».
  • Срок налогового мониторинга составляет 1 год 9 месяцев, в отличии от традиционного срока проверки, достигающего 5 лет и 1 месяца.
  • Отсутствуют пени и штрафы. При устранении неточностей, указанных в мотивированном мнении, налогоплательщик освобождается от штрафных платежей.

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

Читайте также:  Кассовая дисциплина в 2023 году

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Большое значение в налоговом контроле является факт проверки сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом.

В последнее время для того, чтобы структурировать свою деятельность, российские налогоплательщики все чаще обращаются к инструментам международного налогового планирования. Международное налоговое планирование позволяет предпринимателям использовать их в экономических целях. Тем не менее, международные органы также принимают ряд мер, чтобы не допустить сокрытие налогооблагаемого дохода. Рассмотрим эти меры[26]:

1) меры против неправомерного перевода налогооблагаемых доходов за рубеж, включая[27]:

— правила трансфертного ценообразования, устанавливающие требования о рыночном характере цен по сделкам между взаимосвязанными сторонами. Данная практика недопущения сокрытия налогооблагаемого дохода активно применяется США, Великобритании, Нидерландах и других стран Европейского союза, а также России;

— правила «недостаточной капитализации». Данное правило ограничивает процесс принятия к вычету процентов по займам, которые были представлены субъекту зависимыми лицами. Такая практика имеет место в Великобритании, США, Швейцарии, Германии, Франции, России)[28];

— положения о налогообложении деловой репутации (goodwill), применяемые при выводе бизнеса в другую юрисдикцию (действуют в Швейцарии, Великобритании, Германии, Италии; с 1 января 2008 г. в России установлены правила налогообложения при продаже предприятия как имущественного комплекса)[29];

2) меры против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом, в частности:

— анализируется с налоговой точки зрения состояние резидента юридического лица. Данная мера позволяет признать ту иностранную компанию, которая функционирует в той или иной стране, необходимой к налогообложению в той стране, где находится головной офис, из которого происходит управление данным предприятием.

— принятие положения «о контролируемых иностранных предприятиях». Данное положение предусматривает включение в доход головного и материнского предприятия, подлежащий налогообложению, прибыли, полученной в результате деятельности дочерних предприятий. Данная практика действует в США, Японии и Великобритании[30].

В России также применяются мероприятия, которые позволяют не допустить возможность предприятиям сокрыть свои доходы за рубежом. В связи с этим приняты положения, которые регулируют порядок налогообложения иностранных предприятий, а также изменяют критерии причисления к резиденту юридических лиц.

Контроль за иностранными компаниями в законодательстве России рассматривается, как мера и эффективное средство борьбы с сокрытием доходов и укрывательством от налогообложения для тех российских предприятий, которые разместили свой бизнес в оффшорных зонах или странах, которые имеют низкий уровень налогообложения по сравнению с Россией[31].

Для реализации эффективных мер по борьбе с данным правонарушением законодательством проводится следующие мероприятия:

— законом устанавливается само понятие контролируемых иностранных предприятий, путем определения взаимозависимых лиц и стратегического участия;

— ввести обязанность для юридических лиц — налоговых резидентов РФ указывать в налоговых декларациях все иностранные аффилированные компании, а также предоставлять данные о долях участия в таких компаниях;

— разработать условия, при которых нераспределенная прибыль аффилированной иностранной компании должна будет включаться в налоговую базу российской материнской компании[32];

— обеспечить контроль соблюдения правил о контролируемых иностранных предприятиях (в этих целях предполагается заключить двух- и многосторонние соглашения об обмене информацией и взаимной помощи по налоговым вопросам)[33].

Для того, чтобы эффективно применить данные положения законодательства, налоговые органы должны располагать информацией о российских предприятиях, которые участвуют в контролируемых иностранных предприятиях, как полностью, так и в виде доли.

Практика большинства стран показывает, что предоставление подобной информации налоговым органом входит в обязанность налогоплательщиков. В частности, данный факт имеет место в Канаде, Германии, Испании, США, Финляндии, Франции, Португалии, Японии. За нарушение обязанности по раскрытию информации, как правило, предусматриваются штрафы.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ
Читайте также:  Въезд в белоруссию для граждан рф 2023 на машине

Налоговые правонарушения и ответственность по ним

Институт налоговой ответственности базируется на привлечении к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, в которых в качестве объекта посягательств выступают общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, а также в процессе осуществления налогового контроля.

Определение налогового правонарушения содержится в ст. 106 НК РФ, в соответствием с которым налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.

К ответственности за совершенное налоговое правонарушение могут быть привлечены организации и физические лица в возрасте старше 16 лет.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Признаков, которые является превышением полномочий представителя надзорного органа, множество. Один из самых главных — отсутствие каких-либо оснований для проведения плановой проверки. По общему правилу проверка проводится не чаще чем один раз в три года, на основании, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Также превышением полномочий считается привлечение к проверке в качестве экспертных организаций не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан.

Проверяющий превысил полномочия и в том случае, когда нарушил сроки уведомления о проведении плановой проверки (не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения).

Также к признакам превышения полномочий и нарушений надзорного органа относятся:

  • отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  • нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год);
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление акта проверки;
  • проверка требований, не относящихся к полномочиям контролирующего органа; требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации; требований, установленных неопубликованными муниципальными правовыми актами;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • проведение плановой проверки субъектов малого предпринимательства, в отношении которых установлен мораторий.

В вопросе плюсов и минусов продления моратория на проверки бизнеса эксперты расходятся. С одной стороны, ослабление контроля породило множество фальсификата на рынках и снижение качества товаров и услуг. С другой стороны, предприниматели задышали спокойно и потихоньку из обихода уходит выражение «кошмарить бизнес».

По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, относительно 2021 года число как плановых, так и внеплановых проверок бизнеса сократилось в шесть раз. Средняя проверка занимает от восьми до девяти рабочих дней. Таким образом, в расчете на год мораторий сэкономил предпринимателям более 60 миллиардов рублей.

Плановые и внеплановые проверки в 2023 году

Плановые визиты – мероприятия, которые утверждены и опубликованы в документах. Они проходят по заранее оговоренным условиям, а компании, которые под них попадают, уже известны. С внеплановыми все гораздо сложнее.

Контролирующие госорганы имеют право прийти в любой момент. Чаще всего это выездные мероприятия. В 23 году компании будут выбирать исходя из факторов риска. Попадают юридические лица с высокой степенью риска.

Некоторые визиты заменены профилактическими. Они носят рекомендательный характер. Предприниматель вправе отказаться, а ведомство может уточнить причину, но никак не может повлиять на решение руководителя силовыми методами.

Руководителю могут прислать специальную форму с вопросами. Рекомендуется придумать объективные причины, чтобы не заставлять госорганы думать, что им нужно в срочном порядке совершить визит в следующем году.

Избежать проверки или заранее узнать о ней — возможно ли это?

Налогоплательщики бывают крупными и не очень. В отношении последних государство старается предусмотреть различные послабления, в том числе в части контроля со своей стороны. Так, в последнее время ведется много разговоров о необходимости сокращения проверочных мероприятий для субъектов малого бизнеса. А недавно активно обсуждался 3-летний мораторий на плановые проверки, введенный в отношении «малышей». Действует ли он при налоговом контроле, вы узнаете из этой статьи.

Предупрежден — значит вооружен. Это справедливо и в ситуации с проверкой ИФНС. Если знать о проверке заранее, можно лучше к ней подготовиться. Любой налогоплательщик многое отдал бы, чтобы узнать, есть ли он в проверочном списке. Возможно ли это в принципе? Ответ ищите в данной публикации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *