- Земельное право

О порядке признания гражданина без вести пропавшим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О порядке признания гражданина без вести пропавшим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Для признания бывшего супруга или другого родственника пропавшим без вести сначала подготовьте документы, затем составьте заявление по количеству сторон. Когда все будет готово, отправьте копии документов и заявления всем участникам дела.

Комментарий к ст. 276 ГПК РФ

1. Положения комментируемой нормы открывают новую главу в рамках особого производства, посвященную особенностям рассмотрения и разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением является фактическое отсутствие человека в течение времени, определенного гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. ст. 42, 45 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

В зависимости от обстоятельств, при которых человек пропал, гражданское законодательство варьирует сроки, по истечении которых гражданина можно объявить умершим. Так, общим правилом является пятилетний срок отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания. Срок сокращается до шести месяцев, если человек пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, например наводнение, землетрясения, иные стихийные бедствия и аварии. Особый срок объявления умершим установлен для военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие лица могут быть объявлены судом умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

2. Как гражданское законодательство, так и положения комментируемой нормы в качестве лиц, имеющих право на обращение в суд с соответствующим заявлением, называют заинтересованных лиц, не раскрывая, кто может входить в их круг. Однако в судебной практике нередки случаи, когда суды отказывают в принятии заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в связи с тем, что заявитель не является лицом, заинтересованным в признании лица безвестно отсутствующим либо объявлении умершим.

Пример: Ц. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать безвестно отсутствующим А. В заявлении указал, что является собственником квартиры, в которой помимо членов семьи заявителя зарегистрирован А., о месте нахождения которого заявителю ничего не известно. Признание А. безвестно отсутствующим позволит снять указанного гражданина с регистрационного учета по месту жительства, и заявитель будет освобожден от обязанности уплачивать коммунальные платежи за А. Исходя из заявления Ц., суд пришел к выводу о том, что Ц. не является лицом, заинтересованным в признании А. безвестно отсутствующим, поскольку при этом у заявителя не возникают, не изменяются и не прекращаются какие-либо личные или имущественные права. Требования заявителем предъявлены в суд только в связи с необходимостью снять А. с регистрационного учета по месту жительства (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2015 г. по делу N 33-24586/2015).

Анализ судебной практики, а также комментируемой нормы позволяет сделать вывод, что в качестве заинтересованных лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, могут выступать:

— во-первых, граждане, для которых решение суда по такому заявлению является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав;

— во-вторых, с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ лицо, обратившееся в суд с заявлением в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица, при условии, что действующим законодательством ему предоставлено такое право;

— в-третьих, как физические лица, так и юридические лица, поскольку в комментируемой норме законодатель использует словосочетание «место нахождения» заинтересованного лица, употребляемое применительно к юридическим лицам.

В науке гражданского процессуального права отмечается, что понятие «заинтересованное лицо» поглощает понятие «заявитель», поскольку заявитель в первую очередь и является заинтересованным в деле лицом. При этом в качестве заявителя по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим ученые предлагают рассматривать лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладающее правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Заявитель имеет юридическую заинтересованность в исходе дела; он выступает в судопроизводстве от своего имени в защиту своих интересов; заявитель пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими лицу, участвующему в деле, но с учетом специфики особого производства; заявитель обладает распорядительными полномочиями, влияющими на динамику процесса .

———————————

См.: Портянкина С.П. Судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в суде первой инстанции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 26.

Читайте также:  Пять лет до пенсии: что положено российским предпенсионерам

👥 Действия родственников при исчезновении гражданина

Для применения норм ст. 42 ГК РФ необходимо обращение в суд заинтересованных лиц.

Родственники пропавшего гражданина подают в районный суд по месту жительства следующие документы:

  • Заявление о признании лица безвестно отсутствующим с указанием на обстоятельства, подтверждающие данный факт.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Доказательства отсутствия лица в течение года, например, справку из органов полиции об открытом розыскном деле и его результатах.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим

  • супруг, который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
  • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
  • другие лица, которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
  • прокурор, органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Безвестное отсутствие — особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, является основанием для внесения органом ЗАГС записи о его смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния с прекращением или переходом к наследникам всех прав и обязанностей, которые ранее ему принадлежали.

С уд, объявляя гражданина умершим, устанавливает презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, ко­гда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гра­жданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК).

При этом не требуется восстанавливать его правоспо­собность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридиче­ские действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выдан­ные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и име­ют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъектив­ные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объ­явлении его умершим.

Отдел по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе

Правовые последствия признания

Вступившее в законную силу судебное решение служит основанием для передачи имущества безвестно отсутствующего управляющему, назначенному органом опеки и попечительства, если будет необходимость в постоянном управлении оставшимися вещами, в том числе для погашения образовавшейся задолженности перед кредиторами (ч. 1 ст. 279 ГПК РФ).

Помимо изложенного, пропавшего могут уволить с работы (п. 6 ст. 83 ТК РФ), супруга вправе расторгнуть с ним брак (ст. 19 СК РФ), на его детей можно оформить пенсию по потере кормильца, отсутствующий может потерять постоянную регистрацию.

О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?

Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.

Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Читайте также:  Как получить развод при наличии ребенка до 1 года

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.

Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д. Определен механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

  • Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.
  • Вопрос: На какие категории пропавших граждан распространяется действие Инструкции?

Ответ: В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. То есть без деления людей на какие-либо категории.

В этой связи положения Инструкции обеспечат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Условия признания безвестно отсутствующим

Жена может подавать в суд заявление о признании безвестно отсутствующим, если муж:

  • Не появляется по месту жительства и прописки больше 1 года;
  • Никак не проявляет своё присутствие: не пишет, не появляется в соцсетях, о нём ничего неизвестно коллегам, друзьям, родственникам. Сведения о нём никак невозможно получить никакими способами.
  • Его местонахождение не может установить ни полиция, ни служба судебных приставов (если он числится алиментоплательщиком).

Дополнительные основания для признания безвестно отсутствующим, которые принимает во внимание суд при вынесении решения:

  1. Никто не может подтвердить, что пропавший собирался сменить место жительства, переехать.
  2. Пропавший не забрал из дома или с работы ценные вещи и документы перед тем, как исчезнуть.
  3. Он уехал на своём автомобиле.
  4. Он не конфликтовал ни с кем, не имел проблем с законом, не преследовался коллекторами.

Куда подавать иск, и как его составить

Исковое заявление о признании субъекта безвестно пропавшим направляется в суд района или города по месту, где проживало лицо (ГПК РФ, ст. 276).

При оформлении иска нужно учитывать требования, прописанные в ГПК (ст. 131 и 277). Во избежание ошибок желательно иметь перед глазами образец. В роли истцов, как отмечалось выше, могут выступать заинтересованные лица:

  • родственники
  • органы власти
  • представители организаций и т. д.

Отдельное внимание уделяется составлению заявления в суд. В шапке иска указываются следующие данные:

  • наименование фемиды (суда)
  • ФИО и адрес заявителя
  • ФИО и адрес заинтересованной личности

В теле документа нужно указать:

  • принадлежность заявителя к пропавшему субъекту.
  • адрес безвестно отсутствующего лица.
  • обстоятельства ухода из дома и потери информации о человеке.
  • розыскные мероприятия, принятые для решения возникшей проблемы.
  • цели признания субъекта безвестно отсутствующим.

В заключительной части:

  • просьба к фемиде (суду) признать человека, как безвестно отсутствующего с определенного числа.
  • перечень бумаг, которые идут с иском.
  • день подачи и подпись истца.

Вместе с иском передаются такие бумаги:

  • иск (копия)
  • чек о выплате пошлины
  • бумаги, свидетельствующие об интересе заявителя.
  • справка с места проживания исчезнувшего лица.
  • документы с ОВД или ФССП, свидетельствующие о принятии мер по розыску человека.
  • прочие доказательства, подтверждающие потерю связи с субъектом в течение 12 месяцев и больше.

Согласно закону, если место гражданина неизвестно в период шесть месяцев, он будет объявлен безвестно отсутствующим. Это уже последствия для прав, свобод человека.

Когда гражданин объявляется безвестно отсутствующим, его гражданские права приостанавливаются. Он теряет право голоса, доступ к службам социального обеспечения, любую должность или признание, полученные на государственной службе.

Указ также распространяется на тех, кто покинул Россию на срок более шести месяцев, но все еще остается гражданами страны. Когда люди находятся за границей, власти могут принять это во внимание, прежде чем принимать решение об их расположении и объявлять их отсутствующими без разрешения, если в течение шести месяцев не было установлено никаких контактов.

Отсутствие без причин также относится к солдатам российских вооруженных сил. Согласно закону о военной службе “В случае неизвестного отсутствия более трех дней без официального разрешения», эти солдаты ушли в самоволку или дезертировали.

Читайте также:  Правила продажи автомобиля в 2023 году: как безопасно продать авто

Актуальность информации о человеке

Бывают случаи, когда человек официально пропадает без вести — в результате несчастного случая или бесследно. В таких случаях важны свежие данные о ситуации, чтобы быстрее помочь человеку.

Существует закон, согласно которому можно установить дату получения информации о пропавших людях. Этот закон касается взрослых и несовершеннолетних.

Порядок установления дня получения последних сведений об отсутствующем гражданине включает в себя процедуру назначения даты получения информации и зависит от некоторых факторов, а также отличается от места, где гражданина видели в последний раз. Чтобы инициировать этап, вам понадобятся документы, подтверждающие его личность.

Когда и как следует проводить процедуру, зависит от того, возможно ли точно установить, где и как давно пропал человек. Необходимо обратиться в правоохранительные органы по месту, где его видели в последний раз, чтобы получить подробную консультацию, что делать дальше. Если невозможно точно определить место или период, когда/откуда он пропал — обратитесь в организации, которые помогут в вопросах (например, поисковые отряды).

Необходимо предоставить документы, подтверждающие, кем был пропавший человек (паспортные данные). Далее собрать доказательства того, когда это произошло, если это необходимо (например, показания свидетелей), а также подать форму с запросами об установлении даты получения информации о пропаже.

Когда возможно объявить гражданина умершим, который пропал без вести?

Объявление гражданина умершим — сложный процесс, но он необходим для решения имущественных вопросов, чтобы семьи пропавших без вести лиц могли получить помощь. В гражданском кодексе страны существуют условия, при которых может быть объявлен умершим человек.

Смерть человека может наступить по разным причинам. Согласно российскому законодательству, человек может быть объявлен умершим, если его смерть наступила в результате болезни или старости, во время военных действий или реальных обстоятельств, которые могут привести к смерти.

Процедура признания человека умершим начинается с судебного заседания. Члены семьи должны представить доказательства того, что их родственник пропал без вести и безуспешно пытался установить его места в течение установленного законом трехмесячного срока (который часто зависит от обстоятельств). Если в течение этого срока подтвердить факт пропажи не удалось, суд может разрешить объявить его умершим и сделать об этом запись в официальных документах.

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Как установить факт безвестно отсутствующим? Таким образом, долгое отсутствие человека без возможности определения его местожительства предполагает признание гражданина безвестно отсутствующим. Этот процесс заинтересованное лицо может осуществить, подав соответствующее заявление. Только суд может принять решение по этому поводу. Исковое заявление подается на рассмотрение только через год после исчезновения.

Первое, что вы должны сделать – подать заявление в судебную инстанцию. В документе обязательно должна быть указана причина, по которой лицо следует признать безвестно отсутствующим. Плюс, потребуется указать причины (обстоятельства), по которым это произошло.

К заявлению обязательно прикладываются документы, подтверждающие то, что гражданин действительно пропал:

  • справка с места работы (заверенная подписью и печатью предприятия, где работал пропавший);
  • справка из полиции. Ее необходимо получить в том отделении, которое относится к месту прописки лица;
  • справка из домоуправления и т. д.

Признание гражданина безвестно отсутствующим в Екатеринбурге

Статистика удручает. Ежегодно без вести пропадают более 80 тысяч граждан. Если такая ситуация произошла с Вашим близким – он давно не выходит на связь, о нем нет никаких известий, необходимо зафиксировать это. Иначе – начать процедуру признания лица без вести пропавшим. Это позволит избежать целого ряда юридических проблем и привести дела гражданина (финансовые, имущественные) в порядок в соответствии с законодательством.

Если подобная ситуация коснулась Вас или Ваших близких, сразу же обращайтесь к нам за юридической помощью. Это поможет быстрее разобраться в ситуации и решить проблемы.

Процедура должна проводиться квалифицированными юристами. Процесс отличается сложностью и предполагает знание всех аспектов законодательства. Поэтому разумнее изначально обратиться в юридическое бюро, например в наше адвокатское образование. Перед тем как начать процедуру, Вам подробно расскажут о том, в чем она будет заключаться и каким будет Ваше в ней участие.

Комментарий к статье 42 Гражданского Кодекса РФ

1. Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим — защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (см. ст. 20 и коммент. к ней) и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

2. Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276 — 280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 комментируемой статьи.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *