- Земельное право

НК РФ Статья 105.14. Контролируемые сделки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 105.14. Контролируемые сделки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы понять, относится ли сделка к контролируемым, необходимо проанализировать следующие факторы: характер отношений между участниками сделки, доход по сделке, налоговый режим компаний, а также вид хозяйственной деятельности.

Какие сделки являются контролируемыми

Базовый критерий для признания сделки контролируемой — взаимозависимость сторон, то есть возможность влиять на результаты деятельности и принятие решений.

Налоговое законодательство (ст. 105.14 НК РФ) условно делит контролируемые сделки на виды:

  1. Сделки между взаимозависимыми (аффилированными) лицами.
  2. Хозяйственные операции, приравненные к сделкам между аффилированными субъектами.
  3. Сделки, которые приобрели статус контролируемых вследствие вынесения судебного решения в споре с ФНС РФ.

Что такое взаимозависимость

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Что представляет собой контролируемая сделка

Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).

Взаимозависимые и причисленные к этой категории субъекты обозначены в ст. 20 НК. Отношения между ними могут влиять на финансовые показатели и условия их совместной работы. Признаки взаимозависимости деловых партнеров:

  • суммарно организация участвует в другой более чем на 1/5 доли;
  • физлицо подчинено другому по должности;
  • партнеры являются родственниками, супругами, находятся в отношениях усыновления, опеки, попечительства.

Контролируемой сделка может быть признана решением суда (НК РФ, ст. 105.14-10), аналогично и взаимозависимыми лица могут быть названы по решению суда (ст. 20-2, там же).

Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.

Кто считается взаимозависимыми лицам

Уже более десяти лет налоговые органы выполняют обязанности по осуществлению контроля цен между взаимозависимыми лицами, так как взаиморасчеты между этими субъектами несут в себе серьезные риски установления «договорных», а не реальных цен с целью уменьшения налоговых отчислений.

Прежде чем говорить, собственно, о контроле, разберемся с тем, кого считать зависимым друг от друга лицом.

Например, взаимозависимость признаётся по доле участия:

Кто взаимозависим Условия признания взаимозависимости
Две организации

Одно юрлицо участвует в другом с долей > 25 %.

Один и тот же человек участвует в обеих организациях: и в одной, и в другой у него доля > 25 %. Либо в одной организации доля у него, а в другой — у близкого родственника.

Есть некое третье юрлицо, которое имеет > 25 % доли в обеих организациях

Цепочка организаций/физлиц Одно юрлицо/физлицо прямо участвует в другом (с долей > 50 %), а другое прямо участвует в третьем (с долей > 50 %), третье в четвертом (с долей > 50 %) и т.д.
Организация и физлицо Человек прямо и (или) косвенно участвует в юрлице (с долей > 25 %)

Кроме того, законодатель определил критерии взаимозависимости по функциям исполнительного органа (например, у одной компании более 50 % представителей в руководящем составе другой компании) или по другим причинам (так, близкие родственники априори являются взаимозависимыми, или, например, такая зависимость возникает в силу иерархии внутри организации (один человек подчиняется другому в силу трудовой функции)).

Формирование уведомления

ООО «ГРАЦИЯ» (плательщик налога на прибыль) в 2022 году совершило сделки с ООО «АГРОКОМ» (применяет ЕСХН) на сумму 1,1 млрд руб. У ООО «ГРАЦИЯ» и ООО «АГРОКОМ» общий учредитель.

Сделки являются контролируемыми на основании пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ — применение одной из сторон ЕСХН.

Отчет о контролируемых сделках в 1С 8.3 сформируйте через раздел Отчеты — Помощник подготовки уведомления .

Последовательно переходите по ссылкам и заполняйте необходимую информацию.

Шаг 1. По ссылке Взаимозависимые лица создайте перечень таких лиц и укажите их данные.

По нашему примеру:

  • Тип взаимозависимости — Взаимозависимы по Кодексу (п.2 ст.105.1 НК РФ);
  • Является плательщиком ЕСХН — флажок установлен.

Предмет сделки для комиссии — заполняют комитенты.

По кнопке Сформировать список сделок будут отобраны сделки:

  • с контрагентами, указанными в списке Взаимозависимые лица ;
  • с контрагентами из списка офшоров (определяются по стране регистрации);
  • с товаром из перечня Минпромторга (определяются по кодам в карточках).

За 2022 год (с релиза 3.0.116) контролируемые сделки отбираются в соответствии с Перечнем Минпромторга (Приказ от 03.02.2022 N 267, Письмо ФНС от 25.05.2022 N ШЮ-4-13/6384@).

Статус списка изменится. Сделки, не отобранные автоматически, добавьте в список вручную.

Здесь все данные заполните вручную.

Затем список всех сделок можно просмотреть по соответствующей ссылке.

Шаг 2. Пройдитесь по всем ссылкам из шага 2.

Проверьте указанные данные и при необходимости дозаполните нужную информацию — помощник покажет красным шрифтом, какую именно.

Не все данные обязательны к заполнению, руководствуйтесь Порядком заполнения.

По нашему примеру:

  • Код наименования сделки — следует указать 021 (Подряд);
  • Способ определения цены сделки — заполните, только если цена сделки определена с учетом п. 8-11 ст. 105.4 НК РФ.

Шаг 3.

По ссылкам проверьте еще раз данные для формирования уведомления, укажите вручную код представления и настройки для Раздела 1Б (в нашем примере — 214 — по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком).

Читайте также:  Варианты заполнения платежных поручений по НДС в 2023

Заполните и проверьте Уведомление.

Если выявлены ошибки, проверка укажет на них.

Перейдите по ссылкам из списка ошибок и исправьте их, выполните повторную проверку.

  • Состав уведомления — проверьте сформированные листы и при необходимости отредактируйте данные о доходах и расходах по сделке. Одинаковые по цене сделки автоматически объединяются в один лист Б.
  • Анализ уведомления — сформируйте отчет о сделках, включенных в сформированное уведомление. Если операций много, используйте для анализа и проверки настройки: отборы, сортировки и т. д.
  • Выгрузить уведомление — сохраните файл уведомления для отправки в электронном виде.
  • Печать уведомления — распечатайте уведомление на бумажном носителе. Разделы печатаются последовательно по каждой сделке: лист раздела 1А + соответствующие ему листы разделов 1Б.

Отправить уведомление при подключенной 1С-Отчетности можно из раздела:

  • Отчеты — Регламентированные отчеты по кнопке Отправить ;
  • Отчеты — Уведомления о контролируемых сделках — открыть уведомление.

Требования к налогоплательщикам, осуществляющим контролируемые сделки

О совершении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения. Срок уведомления — не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки.

При нарушении указанного срока, а также при представлении недостоверных сведений, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5000 руб. согласно статье 105.16 НК РФ.

Проверка контролируемых сделок осуществляется ФНС России. Уведомления о контролируемых сделках, а также извещения территориальных налоговых органов, выявивших контролируемые сделки в ходе камеральных или выездных проверок, служат основаниями для проведения проверок ФНС РФ. Также информация по контролируемым сделкам может быть получена непосредственно ФНС РФ в рамках контроля за деятельностью региональных инспекций.

Решение о проверке цен должно быть вынесено не позднее двух лет со дня получения таких уведомлений или извещений. Количество проверок – не более одной проверки по одной сделке за один и тот же год. Срок проверки – не более шести месяцев.

Сделки, которые не признаются контролируемыми, ни при каких обстоятельствах, указаны в пункте 4 статьи 105.14 НК РФ:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 — 7 пункта 2 настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр — до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Что такое контролируемая сделка простыми словами

Ст. 105.14 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 302-ФЗ) применяется в отношении контролируемых сделок, доходы (расходы) по которым учитываются в целях налога на прибыль организаций согласно гл. 25 НК РФ с 01.01.2019, независимо от даты заключения такого договора.

НК РФ Статья 105.14. Контролируемые сделки

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 105.14 НК РФ

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

Пп. 2 п. 1 ст. 105.14 (в ред. ФЗ от 17.02.2021 N 6-ФЗ) применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 01.01.2022, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

2) сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Читайте также:  О порядке признания гражданина без вести пропавшим

(в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 475-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 373-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)

3. Сделки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

(в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сделки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Контролируемая сделка — выводы

Контролируемая сделка – это определенная операция, которая соответствуют ряду условий и критериев, утвержденных на уровне законодательства.

Конечно, налогоплательщик самостоятельно должен знать такие сведения. И если он понимает, что является участником таких взаимоотношений, вовремя подать уведомление.

Некоторые организации полагают, что только одна сторона контракта подает документ. Но это не так. Обязанность есть у всех участников. И только небольшое количество субъектов от такой обязанности освобождены.

С одной стороны, штраф за несвоевременно поданное или неправильно поданное уведомление всего 5000 рублей. И для крупных налогоплательщиков — это несущественная сумма. Но суть контроля не в том, чтобы выписать штраф за неподачу уведомления.

Задача ИФНС – это выявить такие сделки, определить законность и точность. Особое внимание уделяется вопросу ценообразования. Если обнаружат занижение цены, то обязательно доначислят налог на прибыль. А это не только недоимка, но и штраф до 40% от ее размера.

Немного о сделках между взаимозависимыми лицами

В целях налогового законодательства к сделкам между взаимозависимыми лицами приравнены следующие сделки:

а) сделки, совершенные непосредственно взаимозависимыми лицами;

б) совокупность сделок по перепродаже товаров, работ, услуг, совершаемых с участием лиц (третьих лиц), не являющихся взаимозависимыми, но при условии, что такие третьи лица:

— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации самой перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

Читайте также:  Порядок изменения юридического адреса ООО в 2023 году

в) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

г) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ (офшорные зоны).

Фирмы, приравненные к взаимозависимым в контролируемых сделках по НК РФ

К зависимым в целях определения контролируемости сделок приравниваются фирмы, соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Контракты с их участием рассматриваются ФНС как контролируемые, если:

  • в их подписании участвуют «ненужные» посредники;
  • хотя бы 1 сторона не имеет статуса налогового резидента РФ;
  • величина оборотов по сделкам за год превышает установленный лимит (пределы доходов для каждой категории налогоплательщиков приведены в таблице ниже)

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 2.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Контролируемые сделки по новым правилам

( Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229). Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:

  1. для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
  2. введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.
  3. скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п.

Контролируемые и «приравненные» сделки.

Надо сказать, что весь раздел V.1 кодекса «заточен» под категорию «контролируемых сделок», о чем говорит структура раздела, частое упоминание о возможности осуществления контроля только центральным аппаратом ФНС. В Определении от 1.12.2016 г. N 308-КГ16-10862 Верховный суд, анализируя положения пунктов 1,2,4 статьи 105.3 Налогового кодекса, указал, что взаимозависимость участников сделки, повлиявшая на размер доходов (расходов, прибыли), учитываемых налогоплательщиком в целях налогообложения, является основанием для определения налоговой базы исходя из рыночных цен в порядке, установленном разделом V.1 Налогового кодекса, если такая сделка признается контролируемой согласно статье 105.14 Налогового кодекса. И при этом добавил, что, по сравнению с ранее действующей 40 статьей НК, нормы раздела V.1 кодекса предельно сократили круг проверяющих органов, наделенных полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, ограничили сферу проведения такого контроля исключительным перечнем сделок, отвечающих определенным в законе критериям (контролируемые сделки).

Ст. 105.14. к контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами — российскими организациями, относит сделки, где есть хотя бы одно из нижеприведенных оснований: — цена сделок за календарный год более 1 млрд; — одной из сторон договора является льготник по налогам, в частности, резидент особых эконом зон, участник проекта «Сколково», региональных инвестпроектов (и сумма дохода по договорам между ними за год свыше 60 млн в год); — одной из сторон является «спецрежимник» по налогу на добычу полезных ископаемых (и сумма дохода по договорам между ними свыше 60 млн в год), единому сельхозналогу, ЕНВД (и сумма поступлений по договорам между ними свыше 100 млн в год); — некоторые иные менее значимые основания. И все это по сделкам, совершенным в рамках облагаемой таким налогом деятельности.

П.4 ст.105.14 НК еще больше ограничивает круг контролируемых сделок и выводит из него еще ряд сделок, например, по предоставлению поручительств (гарантий) юридическими лицами (кроме банков, и только если стороны – российские компании); по предоставлению беспроцентных займов как раз между взаимозависимыми лицами.

Налоговый кодекс к взаимозависимым контролируемым сделкам приравнивает и ряд других сделок (п.1 ст.105.14 НК): — совокупность сделок, где в качестве стороны или посредника присутствует невзаимозависимое лицо, которое имеет только одну функцию в этих сделках – организует реализацию товаров/работ/услуг между двумя взаимозависимыми лицами, не берет на себя никаких рисков и не использует какие-либо активы для реализации сделок; — внешнеторговые сделки (по нефтяным товарам, металлам и драгметаллам, минудобрениям — сумма поступлений по ним за год более 60 млн рублей); — сделки, одной из сторон которых является лицо-резидент оффшора по утвержденному перечню таких территорий (и сумма доходов по ним за год более 60 млн рублей).

Проверкой указанных контролируемых и приравненных к ним сделок может заниматься исключительно центральный аппарат ФНС России. Эти сделки не могут выступать основанием проведения выездной или камеральной проверок.

Таким образом, многие сделки хотя и совершаются взаимозависимыми лицами, контролю со стороны налоговых органов не подлежат.

Что такое контролируемая сделка?

Прошел год с момента вступления в силу новых правил о трансфертном ценообразовании (раздел V.1 Налогового кодекса РФ). Не позднее 20 мая 2013 г. налогоплательщики должны подать уведомление о контролируемых сделках, совершенных ими в 2012 г. В связи с этим представляется, что в настоящее время необходимо еще раз остановиться на вопросе о том, о каких сделках налогоплательщик должен уведомить налоговый орган, какие сделки являются контролируемыми.

Перечень контролируемых сделок и особенности их определения установлены в ст. 105.14 НК РФ. Ранее действовавшая ст. 40 НК РФ утратила силу. Соответственно, по новым правилам не являются контролируемыми сделками товарообменные (бартерные) операции, ряд внешнеторговых сделок, а также сопоставимые сделки, совершенные налогоплательщиком в течение непродолжительного времени, цены по которым отклоняются более чем на 20%. Ранее такие сделки признавались контролируемыми.

Основную группу контролируемых сделок по правилам раздела V.1 НК РФ составляют сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей и исключений, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, к контролируемым сделкам приравниваются, т.е. по определению не относятся к контролируемым, но контролируются в том же порядке):

  • сделки по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг) с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли при условии, что сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн. руб.;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (местом жительства, местом налогового резидентства) которого является офшорная юрисдикция, включенная в Перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России. В настоящее время действует Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н, в котором определена 41 офшорная юрисдикция. Указанные сделки контролируются при достижении общей суммы доходов по сделкам с одним лицом за календарный год в 60 млн. руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *