- Уголовное право

Штраф за езду без тахографа и карты водителя в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду без тахографа и карты водителя в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Временные нормы управления и отдыха изложены в новой редакции Правил дорожного движения с 01.11.2019 года, согласно Федеральному Закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Нарушение режима труда и отдыха, несоблюдение норм времени управления транспортом караются для водителей и работодателей штрафом.

Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?

В 2022 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.

Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:

  • М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
  • М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
  • N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
  • N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.

Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2022 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.

Какие штрафы за тахограф могут быть в 2023 году

Как известно, штрафы бывают за два типа нарушений: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха. Размер штрафов за тахограф в 2023 году следующий:

Нарушение Штраф по
ст. 11.23 КоАП
Нарушение Штраф по
ст. 11.23 КоАП
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. для водителя: 3-5 тыс. руб.;

для должностного лица: 7-10 тыс. руб;

для ИП: 15-25 тыс. руб.;

для юридического лица: 20-50 тыс. руб.

Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. для водителя: 1,5-2 тыс. руб.;

для должностного лица: 7-10 тыс. руб.;

для ИП: 15-25 тыс. руб.;

для юридического лица: 20-50 тыс. руб.

Можно ли обжаловать штраф за тахограф?

Да, можно.

Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.

Приведём пример:

ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.

Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.

Требования к тахографам

Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.

Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.

Современные тахографы имеют следующие функции:

  • определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
  • регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
  • определять координаты нахождения и регистрировать их;
  • определять пройденное расстояние (пробег).

Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:

  • наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
  • сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
  • срок действия карты (три года от даты выдачи).

Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:

  • соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
  • соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
  • иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
  • иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
  • быть исправным в момент выезда на маршрут.

Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:

  • наличия тахографа в транспортном средстве;
  • работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
  • наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.

При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.

На какие транспортные средства ставится прибор?

При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.

К ним относятся:

  • M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
  • N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.

Типы нарушений за управление ТС без тахографа

Законодательство касается не только вопросов использования аппарата, но и режимов работы и перерывов. Согласно правилам автомобиль не должен находиться в пути более 10 часов. А каждые 5 часов необходимо производить отдых, длительностью не менее 45 минут.

Все периоды езды и остановок фиксируются прибором. Причем подделать данные невозможно – они записываются в зашифрованном виде. По результатам записи контролирующий орган может определить, как шофер соблюдал установленные правила. При их нарушении выписываются штрафы.

Важным является следующий вопрос – какой штраф за езду без тахографа назначают при его поломке. Ведь разобраться в принципе работы устройства может только мастер.

В подобных случаях не стоит нарушать маршрут следования. Необходимо выполнить задание, а только потом направиться в пункт ремонта или замены. Но если не предпринять таковых действий, то это будет считаться нарушением закона. И тогда водитель или владелец авто облагается штрафом, размер которого зависит от отягчающих обстоятельств и от того, физическим или юридическим лицом совершено нарушение.

Из вышеизложенного следует, что управляющему транспортным средством необходимо тщательно следить за состоянием аппарата во избежание непредвиденных денежных расходов.

Где проверить штрафы за тахограф

Как и остальные автоштрафы, штрафы за тахограф можно проверить:

  • На портале Госуслуг;
  • Если постановление вынес инспектор ГИБДД, то на сайте ГИБДД;
  • Если УГАДН — то на сайте Ространснадзора;
  • Через специальные сайты и приложения, такие как OnlineГИБДД

С какими трудностями здесь может столкнуться сотрудник автопарка?

1. Вбивать информацию по каждой машине отдельно, что довольно трудозатратно: на каждом сайте есть набор реквизитов, необходимых для проверки. Как правило, это могут быть:

  • номер постановления;
  • регистрационные данные автомобиля;
  • номер водительского удостоверения;
  • ИНН организации.
Читайте также:  Субсидия на строительство дома в сельской местности 2023

2. Вторая трудность в том, что проверки должны быть регулярными — штрафы могут появиться в любой день.

Преимущества и недостатки использования

Главной целью введения тахографов является попытка государства повлиять на аварийность на дорогах. Подобный опыт был заимствован у европейских коллег. Учитывая, что обязательность использование такого оборудования была введена недавно, говорить о результативности такого нововведения еще рано.

С другой стороны, государственный бюджет стал получать дополнительные отчисления в виде штрафов и налогов. Если говорить о водителях, то теперь работодатель не вправе заставить работать сверх установленных норм труда. Интересы последнего также защищены. С помощью тахографа становится реальным выявить любые попытки водителя недобросовестно исполнить свою работу, а также выполнять «левые» рейсы, в обход официального маршрутного листа.

Самый главный недостаток системы — существенные затраты на установку оборудования.

Кто проверяет наличие тахографа в автомобиле

Проверить автомобиль на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут сотрудники ГИБДД, а также Ространснадзора (п. 102 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ 10 сентября 2009 г. N 720).

Проверять устройство необходимо не реже, чем один раз в два года.

Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.

Водитель обязан знать, как использовать тахограф, иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-либо причине не может ее предоставить, инспектор имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению ТС без тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.

Могу ли я отказаться от проверки тахографа?

Водитель обязан обеспечить доступ к тахографу, карте и распечатать результаты работы контрольного устройства. Отказ сделать это может повлечь за собой штраф до 5 000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Это означает, что вы можете быть наказаны, как если бы вы не установили устройство.

Однако следует различать запросы и требования дорожных инспекторов. Вы можете смело отклонять запросы Тахографа о предоставлении данных. Это не повлечет за собой никаких финансовых санкций. Однако если дорожная инспекция потребует доступ к вашей карте водителя и регистратору, вы можете быть оштрафованы.

Однако по закону не требуется устанавливать тахограф, если транспортное средство используется в личных целях. Запросы, связанные с контролем устройств, также считаются незаконными.

Штраф за тахограф юридическому лицу

Размеры взысканий с юридических лиц и ИП за некорректное использование тахографа также регулируются статьей 11.23 КоАП.

Примеры:

  • На транспортном средстве нет тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
  • Нарушена инструкция использования тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
  • Выпущенный на линию автомобиль не оснащен тахографом — должностному лицу полагается штраф в размере 7-10 тысяч рублей, ИП — от 15 до 25 тысяч, юрлицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
  • Водитель нарушил режим отдыха и труда. Размер штрафа за нарушение отдыха по тахографу следующий: водителю — от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч, юридическому лицу — от 20 до 50 тысяч рублей.

Нормативная база, обязанность по установке в 2021 году

Наличие пишущего устройства на автомобиле предусмотрено ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995. В законе указано, что конкретные требования разрабатываются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №1213 от 23.11.2012 эти полномочия переданы Минтрансу. В Приказе Минтранса № 36 от 12.03.2013 приведены основные требования к тахографу и перечень лиц, обязанных его устанавливать. В соответствии с приложением № 2 к Приказу, устройством оснащаются все транспортные средства, используемые в коммерческих целях, с массой от 3,5 до 12 тонн. В эту категорию попадают, в частности, следующие группы ТС:

  • предназначенные для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 (массой до 5 тонн и более);
  • грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн.

Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)

Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:

Статья КоАП Нарушение Наказание
11.23 часть 1 Отсутствие тахографа или
нарушение требований к использованию тахографа
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей
11.23 часть 2 Выпуск на линию автомобиля без тахографа или
автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей
ИП: 15 000 — 25 000 рублей
Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей
11.23 часть 3 Несоблюдение режима труда и отдыха водителя Водитель: 1 500 — 2 000 рублей
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей
ИП: 15 000 — 25 000 рублей
Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей

Требования к тахографам

Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.

Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.

Современные тахографы имеют следующие функции:

  • определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
  • регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
  • определять координаты нахождения и регистрировать их;
  • определять пройденное расстояние (пробег).

Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:

  • наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
  • сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
  • срок действия карты (три года от даты выдачи).

Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:

  • соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
  • соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
  • иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
  • иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
  • быть исправным в момент выезда на маршрут.

Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:

  • наличия тахографа в транспортном средстве;
  • работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
  • наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.

При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.

Можно ли обжаловать штраф за тахограф?

Да, можно.

Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.

Приведём пример:

ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.

Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.

Требования и нормы отечественного законодательства

Необходимость использования тахографических устройств, оснащённых сертифицированной криптозащитой СКЗИ, регламентируется приказом Минтранса №0273 и №0470 (от 13.08.2013 и 17.12.13 соответственно). Согласно этим документам, тахографы должны присутствовать на следующих категориях автотранспорта:

  • занимающихся перевозками опасных грузов;
  • ТС категории М2 (разрешённой массой до 5 тонн, оснащённые сиденьями для перевозки от 8 пассажиров);
  • ТС категории М3 (разрешённой массой, превышающей 5 тонн, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок);
  • ТС категории N2 (разрешённой массой в пределах 3,5-12,0 тонн);
  • ТС категории N3 (разрешённой массой свыше 12,0 тонн).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *