- Уголовное право

Административная и уголовная ответственность за побои

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная и уголовная ответственность за побои». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.1.1 КоАП РФ полномочны составлять сотрудники полиции, проведение проверок по сообщениям о преступлениях по ст. 116 и 116.1 УК РФ тоже отнесено к их компетенции.

Отличительные черты этого деяния заложены в мотивах виновного, побудивших его к причинению побоев. Для наступления ответственности по этой статье мотивами должны выступать:

  1. Хулиганские побуждения, когда преступление совершается в отсутствие или с незначительным поводом. Для установления этого обстоятельства важное значение имеет, кто явился зачинщиком ссоры, не являлся ли конфликт прикрытием, чтобы использовать его как повод совершения противоправных действий. Преступление не будет совершенным из хулиганских побуждений, если инициатором ссоры был потерпевший, или причиной преступного поступка явилось его противоправное поведение.
  2. Политическая, идеологическая, расовая, национальная, религиозная ненависть, вражда.
  3. Ненависть, вражда к какой-нибудь социальной группе.

Наказанием за побои по ст. 116 УК РФ станут:

  • 60-360 часов обязательных работ;
  • 2 мес. – 1 г. исправительных работ;
  • 2 мес. – 2 г. ограничения свободы;
  • 2 мес. – 2 г. принудительных работ;
  • 1 мес. – полгода ареста;
  • лишение свободы 2 мес. – 2 г.

Уголовные дела о преступлениях по указанной статье являются делами частно-публичного обвинения. Это означает, что их возбуждают только по заявлению пострадавшего, прекращать за примирением сторон не имеют права.

Уголовное преследование осуществляют наделенные соответствующими полномочиями государственные органы, в данном случае дознаватели полиции и прокурор, только если имеется заявление пострадавшего.

Доказательства повреждений

Уголовные дела о побоях ничем не отличаются от других, поэтому доказательства по ним будут такие же. Определение и виды доказательств установлены ст. 74 УПК РФ, ими могут стать всевозможные данные, по которым уполномоченные должностные лица и суд определяют наличие или отсутствие подлежащих доказыванию обстоятельств. Это могут быть:

  • показания обидчика, пострадавшего, очевидцев;
  • заключение, эксперта, специалиста, их показания;
  • вещ. доки;
  • протоколы и другие документы.

Доказательствами административных правонарушений тоже будут любые данные, с помощью которых определяется наличие или отсутствие состава конкретного правонарушения, вина привлекаемого к ответственности лица и другие факты. Их устанавливают:

  • протоколом о правонарушении и другими протоколами;
  • объяснениями правонарушителя, потерпевшего, свидетелей;
  • вещественными доказательствами;
  • заключениями эксперта.

Что УК подразумевает под тяжким вредом здоровью

Тяжкий вред здоровью – это нанесение увечий, имеющих серьезные последствия для здоровья жертвы. Детальнее об этом указано в ст. 111 УК РФ. В список последствий, выступающих в качестве фактора, указывающего на тяжкий вред, могут быть внесены следующие ситуации. Например, человек получил повреждения, создающие угрозу его жизни, или его внешность была обезображена. После нанесения побоев пострадавший потерял слух или зрение. Также накажут, если побои привели к потере некоторых органов или если женщина, которая подвергалась нанесению побоев, потеряла ребенка из-за нанесённых ей травм.

Тяжким, согласно УК, признаю вред здоровью, при котором факт нанесения побоев привел к психическому расстройству или образованию наркотической зависимости. А также если нанесение побоев привело к потере трудоспособности или невозможности продолжать трудовую деятельность в профессии пострадавшего. В этих случаях, виновник должен нести уголовную ответственность за свои действия.

Под телесным повреждением подразумевается нарушение целостности органов, тканей, а также проблемы с их функциональностью. Тяжесть или легкость повреждения определяет судмедэксперт. Получить травмы можно не только в драке или в процессе избиения, но и при обыкновенном несчастном случае, поскольку такими повреждениями обычно выступают гематомы, раны, переломы и т.п.

Как зафиксировать побои

Факт наличия побоев и их тяжесть фиксирует специальная справка. Для начала необходимо составить протокол об административном правонарушении, который выполняется согласно статье 6.1.1 КоАП РФ. Составить рассматриваемый протокол могут работники полиции, которые проводят проверку после получения сообщения о нарушении.

Обращение в полицию следует выполнить вне зависимости от того, имеет преступление административный или уголовный характер. Причем не в любое отделение, а только в то, что расположено на территории, где произошло правонарушение. Обратиться нужно в дежурную часть. В сообщении укажите, какие причины способствовали нанесению телесных травм.

В полиции будет выдано направление на экспертизу, чтобы была оформлена справка о побоях. Провести экспертизу можно в Бюро судебно-медицинской экспертизы. Местные эксперты проведут осмотр, чтобы зафиксировать побои, и на основе полученных данных, выведут заключение, самостоятельно передав его в полицию.

Как снять побои без заявления

Тяжесть травм, полученных путем побоев, обязательно должна быть зафиксирована. За получением справки о побоях можно обратиться в любое мед. заведение, где есть врачи, которые могут провести оценку повреждений. Например, можно пойти в районную больницу, местный травмпункт, поликлинику или просто вызвать скорую помощь.

Попав в травмпункт, необходимо перечислить свои жалобы, указав, что ощущаете боль, рассказать, где ощущаются повреждения и т.п. Важно проконтролировать, чтобы все травмы были правильно перечислены в медицинской документации. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы, поскольку вся указанная в первичном документе информация будет использоваться в дальнейшем, и учитываться в момент проведения экспертизы.

Читайте также:  Регистрация права собственности на земельный участок

При самостоятельном обращении в травмпункт для снятия побоев, следует учесть, что согласно закону больницы должны сообщить в полицию обо всех случаях, когда их пациенты обращаются к врачу с явно криминальными травмами. Информация о полученных человеком травмах попадет в полицию, даже если нет весомых доказательств, что повреждения имеют криминальный характер. После того, как факт травмы переданной травмпунктом будет зарегистрирован в полиции, по нему проведут формальную проверку. То есть, посетят пострадавшего, опросят свидетелей, а при необходимости, будет назначена судебно-медицинская экспертиза. После всех подготовительных этапов останется принять меры, согласно нормам закона.

Кто имеет право присуждать степень наказания и устанавливает сроки?

Взыскание производится на основании решения, принятого районной администрацией по месту прописки и проживания виновного лица. Данное решение принимается комиссионно, в комиссию входят уполномоченные должностные лица, перечень которых утверждается главой местного муниципалитета.

Рассмотрение вопроса о взыскании с правонарушителя происходит на плановом заседании административной комиссии.

Секретарь заседания зачитывает представленные к слушанию материалы о совершённом правонарушении.

Перед членами комиссии стоит задача – определить правомерность вменения взыскания на основании фактов, установленных представленной доказательной базой.

Материал по правонарушению может быть представлен уполномоченной комиссии со стороны:

  • пострадавшего от побоев лица;
  • отделением полиции;
  • районным судом.

В первом случае жертва собирает доказательства совершения правонарушения самостоятельно, во втором случае полицейские собирают материал и передают в административную комиссию при условии, что прецедент по критериям не подходит под нормы уголовного законодательства.

Комментарий к ст. 23.1 КоАП

1. Комментируемая часть закрепляет в целом компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Комментируемая статья содержит перечень более 100 статей, содержащих указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают только судьи.

2. В комментируемой части содержатся составы административных правонарушений, дела о которых могут быть переданы судьям уполномоченными органами или должностными лицами. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу.

3. Комментируемая часть разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами. При применении ее необходимо иметь в виду следующее:

— по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации (письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 717-5/общ);

— судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дела, указанные в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, утратил статус индивидуального предпринимателя (пп. «д» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным перечисленными в ней статьями КоАП, подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании статьи 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Повторное привлечение к ответственности за избиение

Если виновный ранее привлекался к административной ответственности за побои, то повторное обращение в исполком для вынесения наказания за рукоприкладство в виде штрафа или административных работ может последовать только по истечении трёх лет.

Читайте также:  Программу льготных автокредитов продлили на декабрь и перезапустят в 2023 году

За этот период последствия в виде административного наказания погашаются, после чего побои без квалификации, вновь могут вновь рассматриваться как административное правонарушение. Такие нормы касаются только намеренно нанесённых побоев.

Иные виды административных правонарушений могут учитываться только по усмотрению административной комиссии.

При повторном взыскании за драку через 3 года всё равно принимается внимание, что административное наказание ранее уже вменялось.

Нарушителю выносятся максимально допустимые объёмы штрафа или иного взыскания. Малейшая степень квалификации становится прецедентом для передачи дела в суд.

Если после вынесения взыскания прошло менее трёх лет, то материалы дела рассматриваются судом. В этот период, до истечения срока давности, предшествующее решение об административной ответственности сохраняет юридическую силу.

Это требует признания факта рецидива, и применения более строгих форм пресечения правонарушения, то есть уголовной ответственности по нормам статьи 116 УК РФ. Повторная ответственность в течение трёх лет после вынесения административного взыскания за драку, может быть только уголовной.

ВНИМАНИЕ: Административная и уголовная ответственность за побои вменяется правонарушителям с 16 лет, если причинённый вред здоровью достигает средней степени тяжести и выше – с 14 лет.

Наказание за побои по закону

Исправительные работы представляют собой штрафные санкции, которые удерживаются в виде определенной части заработной платы виновного гражданина. Если он не имеет места трудоустройства, тогда он направляется на работу на существующую вакансию, и такой штраф взыскивается из его заработка. Обязательные работы являют собой отправку осужденного после основного места трудоустройства на 2 часа в день подметать улицы и выполнять обязанности дворника (на выходные дни предусмотрена занятость на таких работах на протяжении 4 часов). То есть в результате при избиениях в семье супругу присуждался штраф из заработка, после чего страдал семейный бюджет. Также избиения часто повторялись после заседания суда, поскольку разъяренные осужденные вновь оказывались рядом с жертвами избиений – родственниками и супругами.

Уголовная ответственность за побои

Так он (Ф.А.В.), 18 ноября 2021 года, примерно в 22 часа 14 минут, находясь в состоянии алкогольного опьянения в квартире № *, расположенной по адресу: г. Москва, ул. *, осознавая общественную опасность своих действий, и, желая наступления общественно-опасных последствий, из хулиганских побуждений, противопоставляя себя окружающим и демонстрируя пренебрежительное отношение к ним, используя незначительный повод, беспричинно, нанес один удар кулаком правой руки в область лица А.С.Е., с целью причинения физической боли. Согласно заключению эксперта от 25.12.2019 года, у А.С.Е., при его обращении за медицинской помощью 19.11.2019 каких-либо телесных повреждений (ран, ссадин, кровоподтеков или кожных гематом), в том числе в области лица, обнаружено не было, в связи с чем, выставленный диагноз «Ушиб скуловой области справа» и «Ушиб мягких тканей нижней челюсти слева» не подтверждены и судебно-медицинской оценке не подлежит. По ст. 116.1 УК РФ может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до шести месяцев, либо ареста на срок до трех месяцев.

Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов

Административные правонарушения, рассматриваемые судьями районных судов. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Судьи»).

В числе таких правонарушений можно указать на те, которые предусмотрены ст. 5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — «Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума»; ст. 5.3 Кодекса — «Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума»; ст. 5.4 Кодекса — «Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума»; ст. 5.5 Кодекса — «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов»; ст. 12.26 — «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» и др.

В перечне административных правонарушений, предусмотренных ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи могут рассматривать те, которые предусмотрены частями определенной статьи, фиксирующими наиболее существенный аспект правонарушения. Так, из составов ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») судьи рассматривают только тот, который предусмотрен ее частью второй (Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся); из составов ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов») судьи рассматривают только тот, который предусмотрен ее частью третьей (Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов).

Из рассмотрения дела судьями исключаются такие составы правонарушения, которые связаны с фиксацией административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Данная оговорка установлена, например, в отношении ч. 5 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона»).

Законодатель в ч. 3 рассматриваемой ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделил ряд правонарушений, дела по которым должны рассматриваться районными судами. В ней говорится: «Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями районных судов».

Читайте также:  Производственная травма по вине работника

Причинение среднего вреда здоровью

Причинение среднего вреда здоровья — уже более серьезное преступление, попадающее под 112 статью УК. Угрозы жизни после драки нет, но последствия вызвали длительное расстройство организма и потерю общей трудоспособности не менее чем на треть. Это могут быть переломы, серьезные вывихи, сотрясение мозга и так далее. Наказанием может служить:

  1. ограничение свободы до 3 лет;
  2. принудительные работы до 3 лет;
  3. арест до 6 месяцев;
  4. лишение свободы до 3 лет.

Если присутствуют отягчающие признаки, то наказанием может служить 5 лет тюремного заключения. Обстоятельства могут быть следующими:

  1. повреждения нанесены тому, кто находился в заведомо беспомощном состоянии, или малолетнему;
  2. побои нанесены с особой жестокостью, с издевательствами или мучениями;
  3. хулиганские побуждения;
  4. действовало несколько человек;
  5. причина — расовая, религиозная и т.д. нетерпимость;
  6. применялось оружие или любой другой предмет, который его заменял;
  7. потерпевший — должностное лицо, выполнявшее свои обязанности, или его близкие.

Также в статье 113 УК рассказывается о последствиях для тех, кто причинил средний или тяжелый вред здоровья в состоянии аффекта. Проще говоря — если нападавшего серьезно спровоцировали, издевались над ним, применяли в отношении него насилие, противоправные действия и т.д. Виновнику могут грозить исправительные и принудительные работы, ограничение и лишение свободы сроком до 2 лет.

Еще есть случаи, когда причинение среднего и тяжелого вреда здоровью идут вместе в статье 114 УК. В ней речь идет о случаях, когда виновник превысил допустимый уровень самообороны или должностное лицо при задержании превысило полномочия. В первом случае виновнику могут грозить исправительные, принудительные работы, ограничение и лишение свободы на 1 год. Во втором — исправительные, принудительные работы, ограничение и лишение свободы на 2 года.

За какие побои и кому выписывают только штраф?

При нанесении легких побоев незнакомому человеку, допускается вменение административной ответственности. Ответственность назначается согласно нормам статьи 6.1.1 КоАП РФ, предусматривающее минимальное наказание в виде штрафа, обязательных административных или исправительных работ.

СПРАВКА: Штрафы могут выписываться лицам, достигшим возраста 16 лет, и вменяться для погашения их законным представителям.

Под легкими побоями понимается многочисленное нанесение ударов по лицу или телу жертвы. Количество ударов для вменения административной ответственности должно быть не менее двух и не должно привести к серьезным последствиям у жертвы.

Здесь наказание следует не за причинённые последствия в виде вреда здоровью, а за причинение боли и унижение личности пострадавшего. Штраф за простые побои достигает 40 000 рублей.

При этом жертва не должна входить в число близких родственников или сожителей, а виновный не должен ранее привлекаться к административной или уголовной ответственности по данному виду правонарушений.

Ответственность за побои

Примирения не будет

Если ранее за побои была уголовная статья частного обвинения (то есть дело возбуждалось только по заявлению потерпевшего), то сейчас, после внесения изменений, она стала частно-публичного характера (также необходимо заявление потерпевшего, но далее по материалу обязательно принимается решение о возбуждении уголовного дела и обязательное направление его в районный суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением). То есть, если ранее при примирении сторон потерпевший мог забрать свое заявление, то теперь это сделать невозможно.

Нанесение побоев, не повлекших вреда для здоровья, подлежит наказанию по статьям:

  1. 6.1.1 КоАП, если нарушитель совершил деяние из ненависти лично к пострадавшему.
  2. 116.1 УК, если:
      признаки нарушения аналогичны упомянутым в ст. 6.1.1 КоАП;
  3. виновный уже привлекался к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП;
  4. потерпевший является близким родственником нарушителя.

Как доказать, что не наносил побои?

Довольно часто бывает так, что кто первый написал заявление, тот и прав. Как же быть гражданину, который ничего противоправного не совершал, а его обвиняют в нанесении побоев? При таком раскладе невиновному лицу следует приложить максимум усилий, чтобы доказать свою непричастность в нанесении побоев, и не стоит надеяться на то, что для начала должны доказать его вину, а потом он уже будет доказывать, что не при делах.

Доказательства будут зависеть от обстоятельств дела, т.е., когда, где, при каких условиях произошла потасовка.

Одним из доказательств будут свидетельские показания.

Также в качестве доказательств могут быть использованы записи с камер видеонаблюдения, если общение между потерпевшим и «подозреваемым» было зафиксировано камерами, на которых видно, что никакого рукоприкладства между лицами не было.

Возможна ситуация, что обвиняемое лицо вообще не находилось в конкретном месте в конкретное время, т.е. выдвинутое против него обвинение является ложным, в этом случае подозреваемый должен представить доказательства о нахождении его в определенное время в другом месте, это могут быть также показания свидетелей.

Что делать в полиции, если обвиняют в побоях?

Если лицо вызвали в полицию и предъявляют ему обвинение в нанесении побоев, то у обвиняемого есть 2 варианта действий:

В любом из указанных вариантов подозреваемое лицо имеет право на адвоката, т.е. подозреваемый (обвиняемый) может не давать никакие показания пока ему не предоставят адвоката.

Подозреваемое (обвиняемое) лицо может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и не свидетельствовать против себя, т.е. отказаться от дачи показаний.

С другой стороны, если гражданин не виноват, тогда следует рассказать все подробно, как было, а именно, как происходило общение или никакого общения не было, поскольку лицо никогда не встречалось с потерпевшим. Следователю необходимо сообщить, кто может подтвердить показания подозреваемого (обвиняемого).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *